Жд дороги в Китае и знаменитый инженер Zhan Tianyou
Это большая историческая статья писалась 4 недели, исследовано множество ресурсов, посещено много музеев для сбора информации и фотографий. Упор в статье сделан на появление жд дорог в Китае, про инженера Zhan Tianyou и про жд ветку Canton-Kowloon.
Начало немного нудное (это вам не котят в Тик-Токе лайкать), но потом пойдут фоточки и начнется поинтереснее. Поехали!
.
В самом начале 20 века в Китае началось создание сети железных дорог в Китае с целью объединения страны. Китай при этом начал строительство одной из последних стран. Жд дороги были уже везде в других странах. Начиная с 1865 года были неоднократные попытки строительства жд дорог, но они были демонтированы. Цинская династия сильна сопротивлялась прогрессу, мол жд дороги нарушат их феншуй. И вообще это в высшей мере странный механизм.
Первыми выстоявшими железными дорогами были Кайпинский трамвай и Императорские железные дороги Северного Китая . Первоначально 10-километровая линия от Таншань до Сюэчжуан, построенная в 1881 году для транспортировки угля из угольной шахты в Таншане, эта линия была продлена до Тяньцзиня в 1888 году, а также до Шанхайгуань и Суйчжун в 1894 году.
Дело пошло.
Поражение Цин Китая в Первой китайско-японской войне сильно стимулировало развитие железных дорог, поскольку правительство признало важность модернизации и было вынуждено иностранными державами предоставить концессии на строительство железных дорог вместе с правами на поселения и разработку полезных ископаемых. Затем имперские державы начали строительство железных дорог в своих сферах влияния. Железные дороги, построенные уже в 1900 году, имели общую протяженность всего 292 мили. Еще 4000 миль находились в стадии планирования.
Последния китайская династия Цинь заняла много денег у иностранцев на постройку жд дорог.
В итоге практически все руководители и фактические бенефициары жд дорог в Китае — были иностранцы.
Было очень много конфликтов между владельцами жд дорог и династией Цинь о контроле жд дорог.
Например американские застройщики строили жд дороги, но правительство забрали их под свой контроль.
К 1911 году в Китае было около 9000 км рельсов. Большинство рельсов использовали 1435 мм ( 4 фута 8 1 ⁄ 2 дюйма ) стандартного калибра.
Сунь Ят-Сен активно выступал за развитие жд в Китае — как способ объединения страны и ключ к модернизации. В его доме-музее в г. Джуншан есть большой макет жд дорог Китая, но фото я к сожалению не сделал.
До 1911 года иностранцы контролировали 93,1% китайских жд дорог. В 1911 году Династия Цин нацинализировала Sichuan-Hankou Railway и Canton-Hanlou Railway. И продала право строить жд дороги 4м странам: Англии, Франции, Германии и США в обмен на ссуды. Это повлекло масштабные восстания, т.к. старые собственники оказались не с чем. Особенно сильно разгорелся бунт в Ухане и Сычуане.
Порядок национализации вызвал ожесточенное общественное сопротивление, которое привело к Движению защиты железных дорог , которое способствовало началу Синьхайской революции . Войска, посланные в Сычуань из соседнего Хубэя, ослабили оборону Ухани, где революционеры начали Учанское восстание . Последовавшая за этим Синьхайская революция свергла династию Цин.
В итоге все жд дороги в Китае были национализированы, это был долгий и очень болезненный процесс.
.
Первые линии жд дорог в Китае
Canton — Kowloon Railway.
Жд ветка из Гуанчжоу в Гонконг.
Подробнее про ветку в конце статьи, много инфо и фоток.
.
Canton — Hankou Railway
Вот так выглядела акция инвестора
.
Hankou-Canton-Sichuan railway
.
Sichuan -Hankou railway
Частная жд ветка. Строительство началось в 1904 году.
.
Hubei-Guangdong Railway
.
Chinese Eastern Railway
Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД),
С августа 1945 года известная как Китайская Чанчуньская железная дорога, с 1953 года – как Харбинская железная дорога, стала не только связующим проектом в международных
отношениях. Построенная в 1897—1903 годах как южная ветка Транссибирской магистрали, она принадлежала России и обслуживалась её подданными. Строительство дороги было шагом по укреплению позиций Российской империи на Дальнем Востоке, что вызывало недовольство китайской стороны. 23 июня 1900 китайцы атаковали строителей, начали разрушение
железнодорожного полотна и станционных построек.
.
Xinning railway (Ningyang railway)
Бизнесмен Chen Yixi занял денег на строительство этой ветки от Jiangmen до Doumen. Линия строилась с 1906 по 1913 годы.
.
Chaozhou-Shantou Railway
Зарубежный китаец — бизнесмен Zhang Rongxuan занял денег на строительство этой ветки. Линия строилась с 1903 по 1906 годы.
.
Tianjin-Zhengjiang Railway
.
Suzhou-Hanzhou-Ningbo Railway
.
Shanghai-Hanzhou-Ningbo Railway
Была построена англичанами. Строительство началось в 1908 году
.
Luoyang-Tongguan Railway
.
Jiangsu Railway
.
Beijing-Shenyang Railway
Линия построена японцами и долгое время ими и контролировалась.
На фото ниже одна из станций этой ветки.
.
Французы построили китайско-вьетнамскую железную дорогу (1904-10), соединяющая Куньмин с Вьетнамом.
.
Немцы построили железную дорогу Цзяоцзи в провинции Шаньдун.
.
Beijing- Hankou Railway
Линия построена в 1906 году
.
Beijing- Zhangjiakou Railway
Линия строилась с 1905 по 1909 годы.
Первая жд линия в Китае, построенная китайцами под руководством Zhan Tianyou (о нем ниже).
Zhan Tianyou 詹天佑 (1861-1919) великий китайский железнодорожник. Отец китайской железной дороги.
Имя на кантонском — Jeme Tien Yow.
Родился в Гуанчжоу, район Ливань.
В 1872 году, когда ему было двенадцать лет, он был выбран имперскими властями Цин для отправки в Соединенные Штаты в рамках Китайской образовательной миссии.
Закончил университет Йель, США в 1871 году. Специализация — железные дороги.
Работал инженером на проекте жд дороги Sichuan — Hankou Railway, директором Canton — Hankou Railway, надзирателем над Canton — Hankou — Sichuan Railway. Участвовал в строительстве жд дороги из Тянцзиня в Tanggu.
Генеральный инженер, руководил первой построенной только китайцами линией Beijing- Zhangjiakou Railway.
Вместе с Сунь-ЯтСеном они сходились в стремлении, что бы объединить Китай — нужно окутать его весь сетью железных дорог.
В 1919 году Чжань умер в Ханькоу , провинция Хубэй, в возрасте 57 лет и был похоронен на железнодорожной станции Цинлунцяо , где железная дорога Пекин-Калган (Пекин-Чжанцзякоу) пересекала Великую стену и скалистые горы к северу от Пекина. Музей Чжань Тянью был также основан неподалеку, в Бадалине , в память о его достижениях. Чжан Тянью.
.
В Гуанчжоу есть музей — его бывшая резиденция The Former Residence of Zhan Tianyou 詹天佑故居纪念馆.
Я обязательно посещу этот музей, в последний раз приехал туда под закрытие.
За музеем есть небольшая копия жд дороги.
Рядом с музеем находится школа в его честь.
.
Также в Гуанчжоу есть скульпура Zhan Tianyou на месте жд. станции Canton-Kowloon. Фотки скульптуры нет, хотя я там был раз 20. Сфоткаю потом)
Место называется Guangzhou-Kowloon Railway Memorial Park.
На месте бывшей жд станции Guangjiu Station на Dashatou.
Она же Dashatou station.
На фото ниже: локомотив тип 6501
Рядом красивый небоскреб
.
А теперь подробнее про жд ветку Canton-Kowloon railway (KCR) 九廣鐵路. Строительство было четко разделено на китайскую и британскую стороны.
Карта:
North station построена с 1907-1911 англичанами.
Открытие жд станции в Гуанчжоу прошло 5 октября 1911 года
Открытие китайской секции жд дороги
Строительство британской секции стоило 12,2 млн гонконгских долларов и завершилось в 1910 году, первый поезд отправился с временной станции в районе Чимсачёй в Коулуне 1 октября.
Вся линия была завершена к 1914 году.
Рекламные листовки:
Расписание:
Жд поезд
История создания жд ветки.
В конце XIX века британское и китайское правительства решили совместно построить жд линию, которая соединила бы Гонконг и Кантон (Гуанчжоу).
Планы были связаны с растущей экспансией Великобритании в Китае и с желанием улучшить доставку грузов из материковых городов в глубоководный порт Гонконга. Первый проект был предложен в 1864 году сиром Роулендом Макдональдом Стефенсоном, известным британским инженером, проектировавшим железные дороги в Индии, при поддержке компании Jardine, Matheson & Co.
Jardine, Matheson & Co и Hong Kong and Shanghai Bank создали совместное предприятие — British and Chinese Corporation, которое 28 марта 1899 года заключило предварительное соглашение по строительству Коулун-Кантонской железной дороги с администрацией Имперских китайских железных дорог
Строительные работы на британском участке (сейчас это Восточная Линия MTR) начались в 1906 году, и маршрут, соединяющий Коулун и Ло Ву (Lo Wu), был открыт 1 октября 1910 года.
Британская секция Коулун-Кантонской железной дороги «Коулун — мост Лову» (англ. Kowloon — Lo Wu Bridge) была однопутной линией с европейской колеёй длиной 35,8 км с 9 станциями.
Китайская секция «мост Лову — Дашатоу (Кантон)» (англ. Lo Wu Bridge — Tai Sha Tou) также была однопутной линией длиной 147,3 км с 29 станциями.
В 1913 в британской секции добавилась остановка Сёнсёй и было построено здание станции Тайпоу-маркет, в котором сегодня находится железнодорожный музей Гонконга.
Из-за Первой Мировой Войны строительство вокзала в Коулуне было отложено, а вместо него использовался ангар, принадлежащий компании Hong Kong & Kowloon Wharf and Godown Company.
Часовая Башня бывшей станции Коулуно-Кантонской Железной Дороги (Former Kowloon-Canton Railway Clock Tower — KCR).
Фото в 1910 году
Строительство часовой башни было завершено в 1915 году, а полностью станция открылась 28 марта 1916 года.
Вскоре была достроена и китайская ветка KCR.
Фото в 1968 году
Фото сейчас
В то время эта железная дорога стала частью пути, соединяющего Гонконг с Лондоном через Транс-Сибирскую магистраль : пассажиры могли сесть на поезд в Гонконге и, пересаживаясь в Кантоне, Ханькоу, Пекине, Мукдене, Москве, Берлине и Париже, закончить свое путешествие на вокзале Виктория в Лондоне. Это сокращало время в пути по сравнению с морским маршрутом в 2 раза : с шести недель до трех. Кроме того, с вокзала каждый час ходили поезда до границы у Ло Ву, а по выходным и чаще.
Изначально часовой механизм для новой часовой башни был взят с подобной на Педр Стрит (Pedder Street Clock Tower), снесенной в 1913 году, но часы были установлены только на одной ее стороне. Колокол часового боя был отлит в 1919 году старейшей колокольной фирмой Taylor’s Bell Foundry в Лафборо (Loughborough). Колокол прибыл в Гонконг только осенью 1920 года, но и здесь возникли проблемы : чертежи и инструкции по согласованию колокольного боя с часами запаздывали. В конце концов, в полдень 22 марта 1922 года бой часов разнесся над Цим Ша Цёй (мыс, вдающийся в воды залива Виктория, в переводе «острый песочный рот»), сделав их еще одной достопримечательностью Гонконга. В 1920 году при монтаже колокола были установлены циферблаты и на остальных трех сторонах башни.
Во время японской оккупации часы на башне не работали, но после войны 2 октября 1945 года пошли вновь. Проблемы в работе часов и связанные с эти ремонты привели к тому, что на каждый циферблат был установлен отдельный электромотор. Как следствие, часы на каждой стороне башни показывали разное время, которое не совпадало с боем часов. В конце концов, в 1950 году колокол отключили.
В конце 1960-х стало понятно, что существующие мощности Коулунского Вокзала не отвечали все возрастающему пассажиропотоку, к тому же возникла потребность в перестройки этого района Цим Ша Цёй, поэтому было решено перенести вокзал в Хун Хом. Пока строился новый, старый вокзал продолжал служить до 30 ноября 1975 года, а в октябре 1978 года его окончательно снесли, и сейчас о нем напоминает только часовая башня.
Благодаря своей культурной и исторической ценности Часовая Башня была объявлена памятником в 1990 году. Экстерьер башни очистили, а четыре старых электромотора привода стрелок часов заменили на новый агрегат, который позволил показывать одинаковое время на всех 4 циферблатах. В ознаменование 100 летнего юбилея начала железнодорожного сообщения в Гонконге Коулуно-Кантонская ЖелезнаяДорога и корпорация MTR подарили правительству новый колокол, который был установлен на башне в 2010 году.
Станция из Лего.
Станция из Лего в тц IGC в Гуанчжоу
Возвращаясь к Canton-Kowloon railway. Во время японской оккупации, ветка не работала. В 1945 году начались восстановительные работы. С 1 мая 1946 движение восстановилось.
14 октября 1949 года после провозглашения Китайской Народной Республики захвата коммунистами Кантона трансграничное сообщение снова было остановлено. Была вновь открыта станция Лову с таможней и пунктом пропуска, которая стала конечной на следующие 30 лет.
Со 2 декабря 2007 года находится в концессионной аренде у MTR Corporation и фактически является составной частью Гонконгского метрополитена. Владельцем линий по прежнему остаётся Kowloon-Canton Railway Corporation (kcrc.com)
Это все, что я хотел вам рассказать в рамках данной статьи!
Надеюсь вам понравилось!
.
Юрлов Александр гид и блогер в Гуанчжоу, Шэньчжэнь, Макао, Гонконг, Яншо, Гуйлинь
info@guangzhou.ru
+79268278273 (WhatsApp, Telegram)
Wechat id: iurlov
Моя услуга:
Мое Вичат мини приложение: